главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 



УДМУРТИЯ СТЕСНЯЕТСЯ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ

Лизинг в Удмуртии – прерогатива предприятий малого и среднего бизнеса. Как показывает сложившаяся ситуация, для отраслевых гигантов связаться с лизингом – все равно что признаться в собственной несостоятельности.

Лизинг в Удмуртии сегодня весьма востребован. Финансовой арендой в Удмуртии пользуются предприятия самых разных направлений деятельности: автотранспортные, сельскохозяйственные и медицинские фирмы, сферы бытовых услуг и т. д. По оценкам аналитиков, в 2006 году объем российского рынка лизинга оборудования, включая железнодорожную технику, достиг $10–12 млрд. По данным компании ООО «Евролизинг», в 2007 году рост объема рынка финансовой аренды в Удмуртии составит 15%. Этому, полагают эксперты, активно способствует развитие местных промышленных предприятий, открытие торговых комплексов, деловых центров и ресторанов.

Основные потребители.

Между тем, наиболее активно этой услугой, по словам директора ООО «Евролизинг» Марата Мурзаханова, пользуются торговые и промышленные, автодорожные, строительные предприятия. Чаще всего в лизинг приобретается торговое и производственное оборудование, автотранспорт, спецтехника.

По мнению гендиректора ООО «Специализированная лизинговая компания» Ильшата Габидуллина, к числу основных тенденций рынка помимо лизинга транспортных средств можно отнести все растущий спрос на лизинг недвижимости. Впрочем, на сегодняшний день, подчеркивает эксперт, наиболее востребованная услуга среди клиентов ООО «Специализированная лизинговая компания» – лизинг транспорта, «который составляет 60% от общего объема заключенных сделок». Лизинг в последнее время стал одним из наиболее популярных инструментов финансирования модернизации или оснащения предприятий, поскольку он позволяет экономить на налогах, подчеркнул в интервью «bc» господин Мурзаханов. По его словам, именно поэтому лизинг особенно популярен среди предприятий малого бизнеса, поскольку при заключении подобной сделки отсутствует необходимость предоставления залога по договору лизинга, а также подразумевается более простой подход к оценке финансового состояния лизингополучателя, проводимого лизинговыми компаниями, по сравнению с банками. Как отмечает Марат Мурзаханов, к очевидным плюсам услуги лизинга кроме отсутствия необходимости залога можно отнести и сроки лизинговых сделок, которые традиционно являются более длительными по сравнению с банковскими кредитами. Для многих начинающих бизнесменов лизинг до сих пор остается единственной возможностью увеличивать объемы производства предприятий малого бизнеса. «Более 70% автотранспорта, которым владеет мое предприятие, приобретено по договорам лизинга, – сообщил корреспонденту «bc» частный предприниматель Михаил Попов, занимающийся автоперевозками. – На данный момент две машины я уже полностью выкупил и намерен увеличить количество техники опять же по договору лизинга». Предприниматель признался, что начинал свой бизнес практически с нуля, поэтому получить кредит в банке ему не удалось, первый грузовой автомобиль он приобрел по договору лизинга и выкупил его через три года.

Шаг в регионы.

Одна из тенденций российского рынка – увеличение количества лизинговых компаний в регионах, аналогичная ситуация складывается и в Удмуртской Республике. По данным экспертов, на рынке лизинговых услуг Удмуртии на сегодняшний день представлено более 30 игроков, однако не более пяти из них действительно можно назвать флагманами отрасли. Среди них аналитики называют ОАО «Агентство по инвестициям и лизингу», ЗАО «Удмуртская лизинговая компания», группу компаний ООО «УралЛизинг», ООО «Межрегиональная лизинговая компания», ООО «Специализированная лизинговая компания». В июле 2007 года были подведены итоги работы крупнейших лизинговых компаний Урало–Сибирского региона. Удмуртская Республика представлена в рейтинге одной компанией. ОАО «Агентство по инвестициям и лизингу» входит в первую двадцатку. По объему лизинговых платежей и профинансированных средств агентство занимает 16–ю позицию, а по стоимости текущих и заключенных сделок вышло на 13–е место. Более того, ОАО «Агентство по инвестициям и лизингу» – единственная компания Удмуртии, которая участвовала и в рейтинге крупнейших лизинговых компаний России: по оценке аналитиков «Эксперт РА», компания входит в рейтинговую сотню лизинговых компаний и находится на 62–м месте. ОАО «Агентство по инвестициям и лизингу» создано под патронатом Правительства Удмуртии, совместно с которым реализует нацпроекты в республике.

Компании, работающие в данной сфере, практикуют несколько вариантов лизингового финансирования. Например, среди вариантов, предлагаемых ОАО «Агентство по инвестициям и лизингу», – комплексное техническое перевооружение предприятий разных отраслей экономики, финансирование новых производств (от проекта под ключ), финансирование реконструкции и строительства объектов недвижимости производственного и коммерческого назначения, а также финансирование программ ЖКХ. Скажем, финансирование плана технического перевооружения предприятий может включать модернизацию морально устаревшего оборудования, технологических линий, производств, поставку в лизинг нового оборудования, реконструкцию производственных зданий, сооружений.

Такие инвестиционные программы удобны для предприятий, отмечают в ОАО «Агентство по инвестициям и лизингу». Традиционно срок доступности привлекаемых кредитных ресурсов, выделенных под программу, может длиться до двух лет, а срок лизинга – до семи лет. Кроме того, лизинговое финансирование программ позволяет предприятию получить снижение налога на прибыль и налога на имущество, что сокращает срок окупаемости проекта.

Аренда власти.

Очевидные преимущества лизинга как финансового инструмента привлекают к себе внимание государства. Так, например, лизинговые сделки в агропромышленном комплексе Удмуртии традиционно остаются весьма популярным способом обновить парк сельхозтехники. В 2006 году, согласно данным доклада Президента Удмуртской Республики Александра Волкова, для хозяйств Удмуртии на условиях лизинга было приобретено 257 тракторов и 85 комбайнов различного типа. В 2007 году предполагается поступление в хозяйства Удмуртии 100 тракторов, 42 комбайнов, 80 культиваторов, 20 сеялок. Техника также будет приобретаться по лизингу сроком до 7 лет. Первоначальный взнос в размере 30% от общей стоимости будет выплачиваться за счет республиканского бюджета.

По данным директора компании ОАО «Агентство по инвестициям и лизингу» Александра Солодянкина, их компанией совместно с Правительством УР и администрациями городов и районов запущен комплексный проект в области энергосбережения в ЖКХ. Проект включает в себя лизинговое финансирование модернизации котельных с целью перевода их с нефти и твердого топлива на газ и комплекс энергосберегающих мероприятий, отмечает собеседник «bc». В агентстве подчеркивают, что предприятие готово участвовать в реализации и других отраслевых республиканских программ. Программный подход к реализации проектов важен потому, отмечает директор компании Александр Солодянкин, что при комплексном финансировании привлеченные инвестиции всегда обходятся дешевле, кроме того, можно получить существенные скидки от поставщиков оборудования. То есть любая республиканская программа позволяет рассчитывать на комплексный экономический и социальный эффект для Удмуртии и более льготные условия для каждого участника программы.

Рискованная операция.

Как и в случае с банковским кредитом, некоторые потенциальные потребители услуги опасаются ввязываться в лизинг, полагая, что аренда способна их обанкротить. На самом же деле, по словам Марата Мурзаханова, лизинг – более рискованная операция для того, кто данную услугу предоставляет, чем тот, кто ее получает. В процессе заключения сделки лизингодателю приходится сталкиваться с серьезными рисками. Среди них – неплатежеспособность лизингополучателя; нарушение обязательств поставщиком по поставке имущества, являющегося предметом лизинга, в установленные сроки и надлежащего качества. Кроме того, подчеркивает эксперт, лизинговая компания может столкнуться с изменением налогового законодательства или изменения толкования налогового законодательства на основании существующей судебной практики, что периодически происходит.

К числу рисков Ильшат Габидуллин склонен относить низкую кредитоспособность своих клиентов и отсутствие вторичного рынка редкого оборудования. «В случае какого–либо неблагоприятного развития событий мы расторгаем контракт и вынуждены реализовывать имущество, чтобы покрыть убытки, – поясняет Ильшат Габидуллин. – Однако сбыть какое–то специфическое оборудование иногда бывает сложно из–за отсутствия рынка сбыта. Когда мы вынуждены заключать договор о покупке такого оборудования, в ставку наших лизинговых платежей мы вкладываем дополнительные риски». По данным генерального директора ООО «Специализированная лизинговая компания», в среднем в год расторгается 2–3% договоров, по суммам сделок эта цифра и того меньше – не более 1%. В основном расторжение происходит по некрупным сделкам, отмечает Ильшат Габидуллин, поскольку в «рискованные» предприятия мы вкладываемся по минимуму. Если говорить о минимальной сумме сделки, то эксперт отмечает, что лизинговый договор целесообразно заключать, если речь идет о закупке имущества на сумму в 300 тысяч рублей. Лизинговая компания работает на очень небольшой комиссии, подчеркивает эксперт, поэтому работать со сделками мельче обозначенной суммы невыгодно.

Тем не менее, лизинг продолжает быть весьма востребованным, более того, рентабельным финансовым инструментом. По мнению экспертов, востребованность лизинга демонстрируют малые и средние производственные фирмы Удмуртии, причем рост выручки и прибыли у некоторых из них составляет не менее 40–50% в год. Банковское кредитование для большинства таких компаний слишком дорого или непосильно. Поэтому, чтобы обновить оборудование, расширить производство, компании как крупного, так и малого и среднего бизнеса все чаще обращаются к услугам лизинговых компаний. Более того, государство предоставляет налоговые льготы тем, кто приобретает имущество в лизинг: при расчете амортизации предметов лизинга используется коэффициент 3, позволяющий амортизировать основные средства в три раза быстрее, снижая затраты по налогу на имущество и налогу на прибыль. К тому же компания сохраняет оборотный капитал, приобретая необходимые средства производства и погашая ежемесячные лизинговые платежи за счет основной деятельности. Таким образом, оборудование, полученное в лизинг, окупает само себя. Однако для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения, а также для тех фирм, где не возмещается НДС, лизинг менее эффективен, чем кредит. Кроме того, по мнению экспертов, лизинг неактуален для ведущих предприятий отрасли, то есть для тех, кто планирует выходить на ведущие мировые рынки, проводить IPO, поскольку им выгодно показывать большую прибыль.

ОАО «ИПОПАТ» относится к числу предприятий, которые вынуждены прибегать к лизинговым услугам для того, чтобы в максимально короткие сроки обновить и пополнить свой парк автобусами европейского класса. По данным пресс–секретаря ОАО «ИПОПАТ» Натальи Кузнецовой, предприятие на протяжении пяти лет за счет собственных средств приобретает автобусы через различные лизинговые компании. Количество приобретенного таким образом подвижного состава варьируется, так, в 2006 году по договорам лизинга было приобретено 24 автобуса (около 2 млн каждый), причем 9 из них были приобретены за счет бюджетных средств. В компании подчеркивают, что покупать транспорт в лизинг они вынуждены из–за ограниченного финансирования. Заключить лизинговый договор на данную сумму намного рентабельнее, чем покупать автобусы за полную стоимость. Так, например, ООО «Интерпартнер» сотрудничает с ижевскими перевозчиками более пяти лет. За этот период плодотворного сотрудничества было поставлено более 40 автобусов.

Вне закона.

Лизинговому законодательству в России насчитывается уже несколько лет, первые нормативные акты были приняты еще в 1994 году, тогда был издан Указ Президента РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности». Однако до сих пор предприятия, работающие в данном секторе рынка, сталкиваются с белыми пятнами и законодательными препонами. Так, например, отмечает руководитель ООО «Евролизинг» Марат Мурзаханов, до сих пор значительное удорожание лизинговых услуг происходит из–за высокой ставки НДС. Начисление НДС на сумму взимаемых лизинговых платежей приводит к удорожанию услуг лизинговых компаний по сравнению с банковскими услугами, подчеркивает собеседник «bc». Более того, существует проблема возмещения НДС из бюджета по приобретенному лизинговыми компаниями имуществу, являющемуся предметом лизинга. Получить возмещение до сих пор очень сложно, вынужден признать эксперт.

Не менее острые проблемы существуют и при заключении лизинговых сделок, предметом которых является недвижимость. Согласно российскому законодательству, сделки по передаче лизингового недвижимого имущества должны быть зарегистрированы, делится проблемой г–н Габидуллин, в то же время договор лизинга должен заключаться до приобретения объекта недвижимости. Таким образом, отмечает собеседник «bc», мы заключаем договор, предусматривающий передачу в лизинг имущества, которое не принадлежит в данный момент лизинговой компании. По признанию генерального директора ООО «Специализированная лизинговая компания», на их предприятии уже заключен ряд сделок по лизингу имущества, и специалистам компании удалось обойти проблему, тем не менее, этот вопрос до сих пор остается не урегулированным до конца.

Лизинг–прогноз.

По оценкам г–на Мурзаханова, на сегодняшний день рынок лизинговых услуг в республике развивается хорошими темпами, прослеживаются тенденции увеличения спроса на лизинговые услуги, увеличения конкуренции на рынке лизинговых услуг, а также снижение компаниями применяемой маржи до 5% по лизинговым договорам. «У нас достаточно реалистичный прогноз на 2007 год, – в свою очередь подчеркивает генеральный директор ООО «Специализированная лизинговая компания». – Если говорить о полугодии, то объемы остались на том же уровне, однако мы уверены, что они вырастут, к тому есть все предпосылки». По данным директора ООО «Межрегиональная лизинговая компания» Олега Гурова, до конца 2006 года объем лизинговых сделок компании увеличился со 100 млн до 1 млрд рублей, за этот период было заключено более 1000 сделок, а за первый квартал 2007 года объем приблизился к цифре в 1,2 млрд рублей.

В целом же темпы роста лизингования в России замедляются: в 2007 году, по оценкам экспертов, объем сделок вырастет не более чем на 30%. Однако в Удмуртии уверены, что до насыщения рынка еще далеко, а необходимость модернизации основных фондов республиканских предприятий еще долго будет стимулировать развитие данного финансового инструмента.

Обсудить
2007-08-06
Источник: udm.business-class.su







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать