главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 



АРЕНДА УСПЕХА

Темпам роста лизинговой отрасли мог бы позавидовать любой бизнес. В прошедшем году объемы рынка лизинговых сделок увеличились в 1,6--1,8 раза, а рынок взял планку в $5 млрд. И продолжает интенсивно расти. Лизинговые компании констатируют значительное увеличение своих портфелей как по числу, так и по общему объему профинансированных сделок. И эксперты прогнозируют еще более интенсивное развитие лизинговой индустриив текущем году.

В ожидании новых клиентов

На протяжении трех последних лет рынок лизинга ежегодно растет на 60--70%. Точные итоги 2004 года пока неизвестны, но предварительные данные компаний показывают, что он не станет исключением. Например, компания Europlan за прошедший год "выросла" более чем вдвое, и на сегодня ее активы составляют около $100 млн. В портфеле компании сейчас около 4 тысяч сделок. "В течение 2004 г. компанией было реализовано около 40 новых крупных лизинговых проектов на общую сумму более $208 млн, -- рассказывает Дмитрий Кожевников, генеральный директор "Альфа-Лизинга". -- Таким образом, объемные показатели бизнеса выросли более чем в 1,9 раза. В 2005 г. запланирован дальнейший рост, который должен привести к дополнительному увеличению портфеля до 600 млн долл. США, то есть в 1,7 раза". Транскредитбанк направил на реализацию лизинговых проектов более 4 млрд рублей и планирует на текущий год прирост ссудного портфеля еще на 8--9 млрд.

Компания "Центр-Капитал" заключила сделок на сумму более $150 млн. Портфель сделок "Внешлизинга" вырос в 4,5 раза, департамента лизинга "КамАЗа" -- в 2 раза. "В 2004 г. объем заключенных "Лизинговой компанией УралСиб" договоров составил $160 млн, что на 60% превышает показатели предыдущего года, -- говорит Дмитрий Шицле, руководитель блока проектного финансирования, лизинга и авансирования золотодобычи. -- По нашим оценкам, такие темпы развития лизинговой отрасли сохранятся в долгосрочной перспективе".

Во многих компаниях считают, что текущий рост лизингового рынка будет еще более интенсивным. Так, "Внешлизинг" собирается увеличить портфель сделок еще в 2,5--3 раза. "КамАЗ" и "Авангард-Лизинг" планируют рост объемов в 1,5 раза. В "Лизинг-СДМ" прогнозируют рост числа и объема сделок на 20%.

Преимущества лизинга стали очевидными

Аналитики называют несколько причин растущей популярности лизинга. Одна из них -- рост заинтересованности поставщиков оборудования. "Поставщики стали активнее прибегать к лизингу как эффективному инструменту продвижения собственных товаров на рынке, -- говорит Дмитрий Кожевников. -- В связи с этим улучшилось "взаимопонимание" между поставщиками и лизинговыми компаниями: увеличилось число совместных проектов, улучшились условия приобретения оборудования, в том числе в части расчетов, поставщики стали более активно разделять риски с лизинговыми компаниями".

Кроме того, преимущества лизинга очевидны для всех. Если раньше компании находили своих клиентов через производителей оборудования, то теперь сами клиенты приходят с просьбой подобрать поставщика. "Чтобы конкурировать с импортной продукцией, отечественным фирмам приходится переходить на выпуск товара, отвечающего определенным требованиям и стандартам качества, -- объясняет Николай Зиновьев, президент компании Europlan. -- И с каждым днем эти требования повышаются. Все это движет за собой обновление основных фондов, закупку техники, оборудования".

На рынке заметно активизировались лизинговые компании, принадлежащие иностранным банкам. Лизинг стал активнее работать в регионах. Например, "Внешлизинг" около 40% сделок заключил с региональными предприятиями. Многие компании стали переходить от индивидуального к массовому обслуживанию. По свидетельству экспертов, основной тенденцией 2004 года стало заметное увеличение доли малых и средних предприятий среди клиентов лизинговых компаний. "Крупные клиенты нашей компании, которые давали стабильный прирост лизингового портфеля, в целом удовлетворили свои потребности в основных средствах, -- свидетельствует Сергей Кондаков, директор департамента развития бизнеса "Объединенной лизинговой компании Центр-Капитал". -- И сегодня наш ориентир -- это активно развивающийся сегмент малого и среднего бизнеса, где услуга лизинга наиболее востребованна".

Все это приводит к росту количественного присутствия лизинга в России. Но существуют и качественные изменения, которые также ведут к развитию отрасли.

Финансовая аренда дешевеет

За год на рынке снизились стоимость услуг и требования к лизингополучателям, стала проще процедура заключения сделки, появились новые программы. Снизилась налоговая нагрузка при проведении сделок международного лизинга.

"К концу 2004 года существенно снизились процентные ставки по лизинговым операциям, увеличились сроки финансирования, -- говорит Ольга Размахова, генеральный директор компании Росевролизинг. -- Размер авансовых платежей по договорам лизинга стабильно снижается, возможны варианты, когда авансовый платеж составляет всего 10%, в отдельных случаях рассматриваются проекты без авансирования".

На самом деле произошло снижение стоимости ресурсов, предоставляемых лизинговым компаниям, к тому же многие из них вышли на западные рынки капитала, что привело к общему удешевлению лизинга для клиентов и увеличению сроков финансирования. По свидетельству специалистов "КамАЗа", среднегодовоеудорожание по договорам лизинга в большинстве случаев теперь составляет 7,9--8%. На рынке появились компании, предлагающие оборудование в лизинг со среднегодовым удорожанием 4%. Сроки по договорам автолизинга увеличились до 3 лет, оборудования -- до 5 и даже 7 лет (Транскредитбанк, "Авангард-Лизинг").

"20% сделок, реализованных "Лизинговой компании УралСиб", -- это договоры лизинга со сроком до 5 лет и удорожанием от 5,5% в валюте, -- рассказывает Дмитрий Шицле. -- Такие льготные условия для клиентов компания обеспечивает по импортным поставкам оборудования и транспорта". Транскредитбанк и "Авангард-Лизинг" предлагают финансирование до 7 лет.

Удешевление продукта и разворот в сторону малого и среднего бизнеса не замедлили сказаться на количестве сделок. Если 3--4 года назад лизинговое финансирование получал каждый десятый обратившийся клиент, то сейчас -- каждый второй.

Главный объект сделок -- транспорт

И больше всего сделок приходится на лизинг транспорта -- грузового, легкового и железнодорожного. "Максимальный объем по заключенным договорам приходится на транспортные средства, -- говорит Иван Меден, заместитель генерального директора компании "Внешлизинг". -- Тройка лидеров выглядит так: подвижной железнодорожный состав, грузовая автотехника и производственное оборудование". На "КамАЗе" -- автомобили "КамАЗ", машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование, автобусы и легковые машины. Отраслевая тройка лидеров в "Альфа-Лизинге" -- ж/д транспорт, автомобилестроение, строительство. Транскредитбанк также в основномфинансирует лизинг ж/д транспорта. На последующих местах -- лизинг самолетов, судов, автотранспорта, оборудования для машиностроения, нефтехимической отрасли. "Перспективным направлением признан лизинг оборудования для обновления основных фондов предприятий энергетики", -- говорит Дмитрий Кашлаков, вице-президент Транскредитбанка.

Специалисты отмечают возросшую долю лизинга в строительной отрасли и пищевой промышленности. В портфеле "Лизинг-СДМ" лидируют строительная техника (42%), технологическое оборудование (32%), легковые автомобили (22%). "Лизинговая компания УралСиб" больше всего сделок заключила с предприятиями торговли и сферы услуг, транспортными и строительными компаниями. А наибольший удельный вес в портфеле компании занимают крупно- и малотоннажный транспорт, высокотехнологичное оборудование для текстильной, пищевой и деревообрабатывающей промышленности.

Для компании "Центр-Капитал" в минувшем году наиболее успешным оказалось сотрудничество с предприятиями энергетической, нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей отраслей, с предприятиями пищевой промышленности и машиностроения. А вот такой топ-лист предоставила универсальная компания Europlan: автотранспорт, оборудование для оптовой и розничной торговли, оборудование для производства продуктов питания и напитков, металлообрабатывающее оборудование.

Запад нам поможет

Основной проблемой российского лизинга в 2004 году эксперты называли отсутствие на рынке "длинных" денег. Для ее решения компаниям необходимо было выйти на западные рынки капитала. И, похоже, российский лизинг с этой задачей справился. Так, совокупный объем кредитных линий зарубежных банков на Транскредитбанк -- с учетом кредитования под гарантии экспортных кредитных агентств -- в настоящее время превысил $250 млн, увеличившись за год более чем в 2 раза. Более 70% портфеля "Альфа-Лизинга" составляют сделки, профинансированные "с использованием внешних источников", в том числе за счет кредитов, привлекаемых под гарантии экспортно-кредитных агентств. За счет западных денег профинансирована значительная часть портфеля "Внешлизинга". "Не менее 70% договоров лизинга сегодня заключается с участием международных кредитно-экспортных агентств и привлечением западного финансирования, -- подтверждает Александр Кожевников, генеральный директор компании "Авангард-Лизинг". -- Это позволяет предлагать нашим клиентам длинные деньги по ставкам ниже сложившихся на российском рынке".

Лизинговые компании начинают финансировать малый и средний бизнес


Отсутствие источников финансирования -- одна из главных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса. Доступ к банковским кредитам для небольших предприятий, как правило, закрыт: банки пока только начинают разворачивать программы кредитования малого и среднего бизнеса. Единственным источником средств для развития небольших компаний в подавляющем большинстве случаев остаются собственные деньги или займы у знакомых. Но "неформальное кредитование", как правило, стоит 10% в месяц при рыночных ставках 10--15% годовых. Решить эту проблему обещает лизинг.

Начало большого романа

В последнее время у малого и среднего бизнеса появилась возможность развиваться не только за счет собственных средств. На небольшие предприятия обратил свой взор лизинг. С малым бизнесом активнее стали работать универсальные лизинговые компании. Например, в компании Europlan сейчас 70% клиентов -- предприятия малого и среднего бизнеса с числом сотрудников менее 250. Планы выхода в массовый лизинг вынашивают и компании, пока работающие только с крупными сделками -- от полумиллиона долларов. Это, например, "Альфа-Лизинг". Но бурного романа между лизингом и небольшими фирмами пока не происходит.

И дело здесь не в самом малом бизнесе с его непрозрачностью, серыми схемами работы, отсутствием обеспечения и другими проблемами. Наоборот, по признанию лизинговых фирм, сейчас наблюдается значительная легализация малого и среднего бизнеса. Дело в специфических требованиях финансирующих институтов.

"Большинство лизинговых компаний не могут работать по мелким сделкам, потому что для этого у них должны быть соответствующие источники финансирования, позволяющие им это делать, -- говорит Николай Зиновьев, президент компании Europlan. -- Банки и западные структуры, как правило, финансируя наши лизинговые компании, предъявляют определенные требования к обеспечению сделок и какую-то мелочевку брать в залог не будут".

И все же решение нашлось. "Мы решили проблему так, -- продолжает Николай Зиновьев. -- Сначала используем собственные средства и краткосрочные кредиты для финансирования сделок, затем объединяем их в пул и рефинансируем на Западе. За счет этого механизма мы можем работать с малым и средним бизнесом".

Быстро и технологично

Вторая проблема -- специфические требования самого рынка "малого" финансирования. Малый бизнес требует быстрого решения своих финансовых проблем, для него вопрос цены существует, но стоит на втором месте. Самое главное -- быстрота, технологичность и желание работать с любыми суммами.

"Как правило, малое и микрофинансирование должно осуществляться в очень сжатые сроки -- между предоставлением полного пакета документов, заключением договора лизинга, оплатой поставок и получением лизингового имущества должно пройти два, максимум пять дней, и требования к клиенту должны быть менее жесткими", -- считает Ольга Рахманова, генеральный директор компании "РосЕвролизинг".

Но пока специальных технологий для работы с малым и средним бизнесом в большинстве лизинговых компаний нет. Процедура принятия решения стандартная и одинакова для крупных и мелких клиентов. Два-три дня занимает предварительный этап -- анализ заявки и вынесение решения о возможности дальнейшей работы. Большая часть времени уходит на анализ финансового состояния, правоспособности клиента, проработку и согласование условий сделки. На все про все обычно уходит две-три недели.

Неохотно лизинговые компании идут на снижение минимальных сумм сделок -- в большинстве компаний они не менее $50 тыс. (если не брать в расчет программы автолизинга). То есть, как правило, небольшим предприятиям просто предлагается более дорогой продукт (обычно на 1--2%) с большим авансовым платежом (от 30%).

Но небольшим фирмам выбирать не приходится, поскольку лизинг для них сегодня чуть ли не единственный способ получения финансирования на перевооружение производства. И даже такой жесткий лизинг для них обычно выгоднее других способов финансирования -- в частности, банковского кредита.

Кстати, предлагается этот способ далеко не всем. Финансирование получают компании с операционной историей больше года, с первоначальной (хотя бы крошечной) историей успеха, сильным менеджментом и пониманием того, как будет развиваться бизнес, с устойчивым финансовым положением и предлагающие проект в рамках своей основной деятельности.

Выбирать не приходится

Почему же именно лизинг выгоден малому и среднему бизнесу? В первую очередь потому, что такие инвестиции проще получить. У лизинговых компаний не существует банковских лимитов на одного заемщика, они не обязаны создавать по высокорисковым сделкам стопроцентные резервы и т.п. Поэтому лизинговые сделки могут быть любыми по размеру и заключаться на более длительные сроки (обычно до 5 лет) с клиентами, не имеющими ни залога, ни кредитной истории. Для малого бизнеса, который в основном работает на арендованном оборудовании и ценного имущества для залога не имеет, это очень важно. К тому же для клиента лизинговая операция менее рискованна, чем банковский заем. Отказ от выполнения своих договорных обязательств в первом случае может привести только к потере оборудования, а во втором -- к потере всего имущества, а иногда и к банкротству.

И наконец, налоговые льготы. В отличие от платежей по кредиту, все лизинговые платежи относятся на себестоимость. К тому же на имущество, переданное в лизинг, разрешено начислять ускоренную амортизацию (с коэффициентом 3). А это уменьшает налогооблагаемую прибыль и налог на имущество. В сумме лизинг "выигрывает" у банковского кредита не менее 15%. Хотя для "малых" клиентов и экономия средств, видимо, будет несколько меньше.

Обсудить
2007-07-18
Источник: Известия 29 03 Ольга Заславская







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать