главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 

СПРАВОЧНИК

Предметом договора лизинга является автомобиль, который учитывается на балансе лизингополучателя. Каков порядок определения стоимости автомобиля для начисления по нему амортизации при расчете налога на прибыль?

Вправе ли применять специальный коэффициент 3 при начислении амортизации, если предмет лизинга (легковой автомобиль) находится на балансе лизингополучателя, в учетной политике которого применение коэффициента не предусмотрено?

Договором лизинга предусмотрено, что с лизингополучателя кроме лизинговых платежей взимается плата, которая расходуется на содержание аппарата управления лизингодателя. Облагается ли плата за вознаграждение налогом на прибыль?

Каков порядок учета лизингодателем для целей налогообложения прибыли стоимости лизингового имущества по окончании срока действия договора лизинга?


ЛИЗИНГ ПОШЕЛ В НАРОД

Воспользовавшись прошлогодним финансовым кризисом, лизинговые компании сумели грамотно предложить альтернативу банковскому кредиту и нарастить портфели. Впрочем, революции не свершилось — рынок лизинга по-прежнему мало насыщен, а бурный рост ему грозит только через два-три года.

Ликвидация экономической безграмотности проходит на российских просторах вполне успешно: понятие «лизинг» уже давно не вызывает улыбки на устах собеседников, прочно занимая место в лексиконе не только финансистов, но и производственников. Что, в общем-то, понятно: в стране, где около 80% всего оборудования изношено и физически и морально, лизинг может стать единственным шансом для переоснащения и расширения производства.

По данным Российской ассоциации лизинговых компаний — «Рослизинга», отечественный рынок лизинга ежегодно прирастает на 30–40%. Предварительно портфель за прошлый год составил $5 млрд. Число игроков в этом секторе увеличилось с 200 до 250.

Сама схема лизинга, именуемого также финансовой арендой, выглядит следующим образом: клиент обращается к компании-лизингодателю, которая на собственные средства покупает необходимое оборудование у поставщика, а затем передает его предприятию в пользование. Приобретенное имущество является собственностью лизинговой компании до тех пор, пока получатель не выплатит весь долг вместе с процентами. Попутно лизингодатели могут оказать такие услуги, как поиск и подбор производителя и поставщика оборудования, помощь в транспортировке и т.д.

Посредством лизинга можно получить финансирование для покупки любого имущества — от автомобиля до производственного цеха. Однако как инвестиционный инструмент лизинг еще недостаточно популярен. Свидетельство тому — статистические данные: в России лизинг занимает 6% от всего объема инвестиций в основные фонды, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 30–40%. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», у нас доля лизинга в ВВП — 0,9%, на Западе — 2–5%.

То, что этот рынок пребывает в зачаточном состоянии, признают и сами игроки. «Усиление конкуренции наблюдается только в секторе работы с российскими компаниями, оборот которых достигает $50 млн. в год», — говорит и.о. гендиректора «Ситилизинга» Дмитрий Иванов. Из-за слабой конкуренции часть игроков предпочитают не соперничать, а, наоборот, взаимодействовать друг с другом. Операторы, специализирующиеся на обслуживании крупных компаний, направляют «неформатных» клиентов, сумма сделок с которыми им неинтересна, в те структуры, что готовы с ними работать. Таким образом, сформировались своего рода пулы компаний, переуступающие друг другу потребителей — в том числе и за комиссию, если часть работ по данному заказу выполняет компания, передающая клиента. По словам гендиректора «Авангард-лизинга» Александра Кожевникова, такая форма доверительных отношений на руку всем — рынок достаточно узок, компании друг друга хорошо знают.

Другие эксперты утверждают, что лизингодателям приходится конкурировать не друг с другом, а с банками, точнее — с их продуктами. Ведь исторически самым распространенным способом привлечения финансов для покупки нового оборудования или автотранспорта были банковские кредиты, которые к тому же всегда на 2–3% дешевле лизингового финансирования.

Но перед классическими займами у лизинга есть свои преимущества. Среди основных козырей — налоговые льготы. При лизинге действует ускоренная амортизация с коэффициентом до 3, что позволяет сэкономить на налоге на имущество. Кроме того, лизинговый платеж (основная сумма долга плюс проценты) в полном объеме относится на себестоимость, уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В целом за счет льгот экономия средств клиентов, отдавших предпочтение лизингу перед кредитом, составляет не менее 15%. «Налоговые выгоды лизинга таковы, что приобретение основных фондов с использованием других механизмов привлечения средств должно являться основанием для увольнения лица, такое решение принявшего, за некомпетентность», — вполне серьезно считает генеральный директор «Абсолют-Лизинга» Ашот Бычков.

Еще один плюс лизинга — срок финансирования: если банковский кредит обычно дается на полгода-год (за исключением долгосрочного проектного финансирования на крупные суммы), то лизинговые контракты заключаются на три-пять лет. И наконец, лизингодатели быстрее банков готовы реагировать на запросы клиентов. «Требования к получателям у компаний достаточно высокие, почти как у крупных банков, — говорит гендиректор компании «РЕСО-Лизинг» Андрей Мокин, — однако в связи с отсутствием многих ограничений, которые есть у банков, мы можем быть более гибкими и оперативными».

Кризис в помощь

Толчком для ускорения развития рынка лизинга, по словам участников, стал летний финансовый кризис, во время которого многие клиенты потеряли доступ к банковским кредитам. По словам Александра Кожевникова из «Авангард-лизинга», раньше потребителям приходилось объяснять, что финансирование через лизинговые компании обходится дешевле банковского за счет налоговых преимуществ. Теперь к ним самим приходит понимание того, что «длинные» ресурсы не могут стоить меньше краткосрочных кредитов. К тому же исчезла уверенность в том, что, взяв «короткий» кредит на покупку оборудования, его можно в любой момент пролонгировать или перекредитоваться в другом банке.

Однако кризис показал и оборотную сторону медали: в связи с уходом с рынка нескольких банков и сокращением банковского финансирования многие компании остались без источников фондирования и вынуждены были искать новых собственников. По словам представителей некоторых крупных компаний, к ним не раз обращались коллеги по рынку с предложением выкупить их портфели. В частности, известно, что покупателей искала и лизинговая «дочка» лопнувшего «Диалог-Оптима». «Насколько я знаю, этой компании уже нет, портфель продан, активы переведены», — сообщил руководитель одной из крупных лизинговых компаний, не указав покупателя. Как утверждают собеседники «Карьеры» из числа крупных игроков, в большинстве своем в новые руки передавались дочерние структуры банков и производителей оборудования. Однако ни одна из сторон не смогла договориться с продавцами: кого-то не устраивала цена, кого-то — портфель. «Зачастую структура портфеля совершенно непонятна с точки зрения рисков и предметов лизинга, — говорит Александр Кожевников. — В большинстве случаев легче получить новых клиентов самостоятельно и отстраивать с ними отношения по своим правилам». Вместе с тем в будущем, уверены игроки, сделок по слиянию не избежать, в том числе и публичных. Первым таким прецедентом ознаменовался конец минувшего года.

Все шире и шире

Развитие рынка за последний год вызвало к жизни сразу несколько процессов. Один из наметившихся — укрупнение рынка. В конце 2004 года компания со стопроцентно иностранным капиталом Europlan купила лизинговое подразделение крупнейшего продавца иномарок «Рольф» — компанию «Кельвин» (торговая марка «Рольф-лизинг»). Не исключает смены собственника и компания «Дельта-лизинг».

Другая тенденция — рост числа иностранных «дочек». Весной прошлого года финансовый холдинг Brunswick Capital выпустил на рынок дочернюю компанию Brunswick Rail Leasing, которая к 2008 году хочет стать одним из крупнейших собственников подвижного состава. Для его последующей передачи в лизинг российским предприятиям.

Под конец года на рынок вышла «Локат Лизинг Россия», учрежденная российским страховщиком РОСНО и итальянскими акционерами во главе с крупной банковской группой UniCredito. Как сообщил журналу «Карьера» заместитель гендиректора РОСНО Артем Калмыков, принимать заявки на контракты новичок начнет с конца марта — начала апреля. Особые надежды структура возлагает на региональную экспансию — через «росновскую» сеть компания будет осваивать регионы. В общем же, по данным Росстата, прямые зарубежные инвестиции в российский лизинг за прошлый год увеличились на 17,4%, достигнув $23 млн.

От малого до великого

Точка роста в банковском секторе — ритейл — не остался без внимания и на рынке лизинга. Часть компаний стала обращать все больше внимания на мелкую клиентуру. Некоторые структуры готовы браться за небольшие проекты в надежде, что клиент «подрастет» и увеличит запросы в финансировании. Такие игроки, как Europlan, «Каркаде» и «КМБ-Лизинг», обслуживание средних и мелких клиентов сделали приоритетным направлением. Для внедрения бизнес-модели по масштабному обслуживанию некрупных клиентов Europlan даже разработал собственную модель скоринга — программу для оперативной оценки кредитоспособности клиента по анкетным данным. Ранее такие технологии использовались только при банковском кредитовании физлиц. «Для предпринимателей огромное значение имеет время обработки заявки», — говорит президент Europlan Николай Зиновьев.

Используются и другие ритейловые «фишки». Среди новинок, позаимствованных у банков, — продукт под названием «беспроцентный лизинг», работающий по принципу беспроцентного кредита. Только в случае с лизингом скидку, в которую закладываются проценты по финансированию, клиенту предоставляет поставщик товара или дилер, а не магазин, как при потребкредитовании. В итоге за счет скидки компания получает свои проценты и клиенту не нужно переплачивать за товар. А компания «Каркаде» в рамках лизинга иномарок и российских авто предлагает сразу два перенятых у банков продукта — беспроцентный лизинг и экспресс-лизинг, решение по которому принимается за сутки.

Отразилась на рынке лизинга и тенденция к перемещению бизнеса в регионы. Организации, созданные при банках и страховых структурах, продвигают услуги в глубинке через сети материнских структур. Независимым компаниям приходится расширять свое присутствие за счет открытия новых представительств и филиалов в экономически активных регионах. Но такие расходы готовы нести немногие. Пока по этому пути пошли «Каркаде», Europlan и Универсальный лизинговый холдинг. Большая же часть компаний предпочитают расширять географию путем поиска клиентов на местах и дистанционного обслуживания посредством рекламы, целенаправленного маркетинга, через Интернет или агентов. «Электронная связь и служба быстрой доставки работают достаточно оперативно, и удаленность клиента практически не влияет на срок предоставления финансирования», — говорит гендиректор «Лизинг-СДМ» Александр Гридин.

Обсудить
2007-07-18
Источник: Журнал Карьера №4 Инесса Паперная







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать