главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 



ЛИЗИНГ ВЫРАСТЕТ С ОБЛАСТЬЮ

Одним из следствий возникшего повышенного спроса на финансовые ресурсы для обеспечения инвестиций стал рост популярности лизинга (финансовой аренды). По мнению самих участников рынка лизинговых услуг, он сформировался. Сегодня на территории региона представлены около двух десятков компаний, позиционирующих себя как лизинговые. Отсутствие лицензирования в данном сегменте финансового рынка фактически означает, что лизинговую деятельность может вести практически любое юридическое лицо. Впрочем, последнее на пермском рынке не представлено: активную деятельность ведут менее десяти лизинговых компаний (ЛК), а также некоторые банки. Говорить о жесткой конкуренции пока не приходится.

Все при деле

По некоторым оценкам, объем лизингового рынка Урала в 2004 году достиг 500-600 млн долларов, из них около 20% приходится на долю Пермской области. При этом рынок неуклонно растет и будет демонстрировать устойчивую положительную динамику в последующие несколько лет.

По количеству действующих компаний Пермская область существенно отстает от соседней Свердловской области, однако в разы превосходит другие регионы. Поэтому вместе пермские и свердловские компании составляют более половины всех лизинговых фирм большого Урала. В то же время собственные активы крупнейших пермских лизинговых компаний превосходят аналогичные показатели организаций соседних регионов. По другим показателям (объем профинансированных сделок, стоимость текущих, законченных сделок) пермские ЛК непременно входят в тройку лидеров Уральского региона.

Примечательно, что на пермском рынке почти не представлены иногородние компании. Фактически, единственный серьезный игрок ООО «Каркаде». Являясь дочерней структурой московской компании «Carcade-лизинг», «Каркаде» изначально выходило на рынок с четкой ориентаций на лизинг автомобильного транспорта и сегодня, по признанию специалистов, считается одним из лидеров в этом сегменте.

Стратегией пермских компаний является универсальность. Ни одна из ЛК в Прикамье сегодня не ориентирована на сужение своего бизнес кругозора. На универсальность претендуют и компании, изначально созданные для обслуживания потребностей конкретной группы предприятий. Так, например, ООО «СВС-Лизинг», созданное в 2004 году в рамках группы СВС (объединяет ряд металлургических и строительных производств в Чусовском и Горнозаводском районах), намерено в 2006 году выйти на «открытый» лизинговый рынок с максимально широким предложением.

Оценки собеседников «Финансы b.c.» разделились в отношении возможного прихода на пермский рынок иногородних и иностранных финансовых структур, предоставляющих услуги лизинга. «Рынок пока не занят, и на нем могут появиться московские компании, — считает заместитель генерального директора ООО «Топком-инвест» Иван Кузнецов. — Столичные лизинговые фирмы могут стать сильными конкурентами, так как имеют доступ к мощным финансовым ресурсам». Управляющий ЗАО «Промышленная лизинговая компания» Сергей Опарин считает, что серьезных изменений на рынке не планируется. «Интересных вхождений не наблюдалось и в ближайшее время не предвидится. Москвичи, которые хотели прийти, пришли. Поэтому в обозримой перспективе рынок будет стабилен», — говорит г-н Опарин.

При этом отмечается, что пермские компании, находясь ближе к лизингополучателям, могут проявлять гибкость, которой нет у пермских представительств столичных лизинговых фирм. «Сегодня ставки практически у всех компаний одинаковые, предложение более низких ставок сопровождается предъявлением и более специфичных требований к лизингополучателю», — уверен Сергей Опарин.

В целом, развитие рынка прогнозируется как достаточно интенсивный, но предсказуемый процесс, который не будет отмечен жесткой конкурентной борьбой.

Почти все делают это

Среди наиболее активно использующих лизинг в основном представлены предприятия химии и нефтехимии, транспорта, энергетики, торговые компании, бумажные, машиностроительные, пищевые, алмазодобывающие и другие производства. Так, например, реализуя крупные проекты по модернизации оборудования, услугами лизинговых компаний воспользовались «Пермский фанерный комбинат», «Соликамскбумпром», «Уралбумага», «Кунгурский молочный комбинат» и т. д. Интересным лизинг оказался и для ритейлеров, приобретающих для развития своих сетей большие объемы торгового оборудования. Кроме крупных проектов, развитие получает и микролизинг: сделки на сумму от 100 тыс. рублей. «Такого рода лизинг интересен для приобретения, например, оргтехники. Сегодня это пользуется популярностью», — отмечает Иван Кузнецов.

Список отраслей, в которых готовы работать лизинговые компании, вряд ли претерпит серьезные изменения, считают эксперты «Финансы b.c.». Сегодня механизмы финансовой аренды так или иначе представлены практически во всех отраслях. Среди малоосвоенных называют две отрасли: лесозаготовку и недвижимость. Обе вызывают у участников рынка неоднозначные оценки.

Леспром уже не первый год называется потенциально привлекательной для лизингодателей отраслью: очевидно, что леспромхозы нуждаются в большом количестве новой техники. В этом же ключе можно трактовать и последние заявления руководства области и правительства о необходимости сделать леспром одним из флагманов экономики региона. Однако, по мнению участников рынка, реализация лизинговых проектов в этой отрасли затруднительна. Модернизацию оборудования с помощью лизинговых схем в сфере лесозаготовки проводят лишь в небольшом количестве лесозаготовительных организаций, контролируемых крупными лесопереработчиками («Соликамскбумпром», «Пермский фанерный комбинат»), в то время как финансовое состояние большинства леспромхозов не позволяет им серьезно обновлять производственную базу.

В отношении перспектив недвижимости мнения разделились. Так, например, генеральный директор «СВСЛизинг» Григорий Каликин заявил, что компания рассматривает недвижимость как одно из перспективных направлений дальнейшего развития бизнеса. Интерес к этой сфере выразил и директор ООО «РостИнвестЛизинг» Николай Огарков. Сегодня компания является крупнейшим долевым владельцем ТЦ «Сибирский», соинвестором строящегося гипермаркета «Аврора», а также заказчиком строительства крупного комплекса в г. Ижевске. «Рынок недвижимости, безусловно, сложен, но при наличии профессионального подхода интересен», — утверждает г-н Огарков.

Более скептично на развитие лизинга в сфере недвижимости смотрят в «Топком-Инвест» и «Промышленной лизинговой компании». Так, директор «Топком-инвеста» Александр Кудрявцев и Сергей Опарин из «Промлизинга» выразили общую позицию, согласно которой развитию лизинга недвижимости мешают установленные высокие сроки амортизации недвижимости (30 лет). Таким образом, даже с тройным коэффициентом амортизации, который используется для лизинга, полная амортизация недвижимости происходит только в течение десяти лет. Такие долгосрочные проекты сегодня малопривлекательны, в том числе по объему и стоимости финансирования, как для лизингополучателей, так и для лизингодателей. Еще одним препятствием для развития лизинга недвижимости называют земельное законодательство. «Как правило, если речь идет о лизинге недвижимости, подразумеваются отдельно стоящие здания, таким образом, возникает необходимость решения вопросов с землей под этим зданием со всеми вытекающими последствиями, это усложняет и удлиняет оформление сделки по лизингу, в чем не заинтересованы ее участники», — отмечает Сергей Опарин.

Без банков нет роста

Одним из ключевых факторов развития лизингового рынка в Прикамье становится возможность привлечения финансирования лизинговыми компаниями. Сегодня все участники рынка говорят о невозможности и нецелесообразности развития на основе собственных средств. Естественно, основными финансовыми ресурсами выступают банковские кредиты. Большинство компаний следуют по пути заключения кредитных соглашений с различными банками. Впрочем, есть и те, кто придерживается отношений с одним банком. Так, например, «РостИнвестЛизинг» прибегает исключительно к услугам ЗападноУральского банка Сбербанка России, и, по мнению Николая Огаркова, такая политика приносит свои дивиденды: «Все средства, которые наша компания привлекает из банковского сектора, — это деньги Сбербанка. Более того, все счета нашей компании обслуживаются в этом банке. В итоге, ориентация на единственный банк выгодна взаимной прозрачностью действий компании и банка в этом сегменте финансового рынка». Впрочем, к кредитам в Сбербанке прибегают практически все компании, это единственный банк, предоставляющий крупные и долгосрочные займы.

В целом, как отмечают участники рынка, получение кредита в банке — достаточно длинная и непростая процедура, связанная с необходимостью предоставления большого объема различного рода документов, в том числе утверждение проекта лизинговой сделки. Последнее становится обременительным, когда речь идет о небольших сделках. Между тем прочные связи банков и лизинговых компаний — один из факторов, влияющих на сроки лизинговых контрактов. Как отмечают эксперты, развитие отношений ЛК и банков позволило в последние несколько лет увеличить средний срок лизинговых сделок с 1 года до 35 лет.

Развитие банковско-лизинговых связей сегодня продолжается и приобретает новые формы. Так, например, сразу две компании («РостИнвестЛизинг» и «Промышленная лизинговая компания») заявили о соглашениях со Сбербанком, согласно которым банк выделил 100 млн рублей и 300 млн рублей, соответственно, для реализации проектов компаний в сегменте автолизинга. Как предполагают в компаниях, реализация этих проектов позволит существенно укрепить позиции этих лизинговых фирм на рынке автолизинга.

В качестве пробных проектов существуют и другие источники финансирования, так, например, «Топком-инвест» активно привлекает средства частных лиц. «Безусловно, речь не идет о больших финансовых вложениях. Доля частных вложений не превышает процента. Но нам это интересно, мы хотим попробовать и посмотреть, что будет дальше». О том, что опыт привлечения частных средств имеется, заявили и другие компании, однако их руководство считает, что привлечение частных средств нельзя считать тем видом деятельности, которым должны заниматься лизинговые компании. «Это удел банков и состязаться с ними в этой сфере нелогично», — отмечают они.

Еще одним «экзотическим» источником финансирования называются пенсионные накопления. «Система дополнительного пенсионного обеспечения и лизинг близки по духу. И то, и другое подразумевает среднесрочные проекты с прозрачной и понятной доходностью, — утверждает президент НПФ «Стратегия» Петр Пьянков. — Сейчас, когда бурный рост происходит на рынке недвижимости, лизинг как форма инвестирования пенсионных средств не является востребованным, но уже через два-три года он сможетраскрыть свой потенциал». Однако участники лизингового рынка скептически расценивают такие заявления, отмечая, что развитию связки «лизингпенсионные накопления» существенно препятствуют жесткая регламентация пенсионного рынка, а также сравнительно небольшой объем средств, аккумулированных негосударственными пенсионными фондами.

Потенциал не исчерпан

Пермский лизинговый рынок уже сформировался по составу игроков. Однако даже с учетом того, что доля лизинговых инвестиций в Прикамье несколько выше, чем в среднем по России, в дальнейшем она может быть увеличена в разы. Даже приход в Прикамье таких грандов, как «Раффайзен» (который намерен предложить в Прикамье широкую линейку продуктов и в том числе лизинг), расценивается как фактор роста, который при этом не обострит конкуренцию до критического уровня. При этом фактором роста рынка станет развитие инвестиционных процессов в регионе (что вполне вероятно с учетом снижения ставки по налогу на прибыль), а также расширение сотрудничества в связке «лизинг-банк».

Комментарии

Сергей Опарин, управляющий ЗАО «Промышленная лизинговая компания»:
Сергей Валерьевич, пермские компании придерживаются стратегии универсальности и не специализируются на сегменте лизинга транспортных средств. Однако «Промлизинг» заявляет о намерении изменить долю этого направления в своей деятельности, поясните как?
– Автомобильный рынок в регионе высоко развит и по всем прогнозам в ближайшее время будет расти бурными темпами, что стимулирует интерес к нему со стороны лизинговых компаний и потенциальных лизингополучателей. При этом автомобиль как объект лизинга очень интересен: амортизация осуществляется достаточно быстро, к тому же существует развитый вторичный рынок. Все это вместе взятое позволяет относить автомобильный лизинг к направлениям с минимальным риском, а для лизингополучателей он интересен возможностью быстрого обновления автомобильного парка. Пермские лизинговые компании сегодня не могут похвастаться значительной долей в общем объеме продаж автотранспорта. Во многом это можно объяснить отсутствием доступа к быстрым и дешевым кредитам банков. Наша компания направляет в этот сегмент рынка лизинговых услуг значительные средства, на текущий момент компанией профинансировано приобретение более 500 единиц транспортных средств и спецтехники на общую сумму более 300 млн рублей, однако рынок требует больше. И сегодня мы нашли такую форму взаимодействия с Западно-Уральским банком Сбербанка России, которая позволяет заключать сделки по лизингу автотранспорта максимально оперативно и на выгодных для лизингополучателя условиях.

В чем заключается соглашение со Сбербанком?
– По условиям соглашения Западно-Уральский банк Сбербанка России осуществляет финансирование лизинговой программы, предоставив нам первый транш в объеме 100 млн рублей, который мы имеем право разместить в сфере лизинга автомобилей. Принципиально важная особенность соглашения в том, что «Промышленная лизинговая компания» имеет право самостоятельно отбирать проекты для лизинговых сделок. Ранее каждая отдельная сделка, финансируемая банком, даже в том случае, если речь шла об одном автомобиле, проходила по решению кредитного комитета банка. Это сказывалось на быстроте оформления лизинговой сделки. Новые условия взаимодействия позволяют нам самостоятельно проводить экспертизу, оценивать уровень риска и привлекательность проектов. Безусловно, уход от консервативной схемы в отборе получателя услуги позволяет «Промышленной лизинговой компании» быть более гибкой и конкурентоспособной в этом сегменте. Заключив с нами соглашение, Западно-Уральский банк Сбербанка России выразил доверие нашей компании, и мы намерены его оправдать.

Григорий Каликин, директор ООО «СВС-Лизинг»:
Какие отрасли экономики Прикамья вы рассматриваете как перспективные для развития лизинга
– Можно сказать, что это отрасли, в которых идет обновление основных фондов. Из традиционных: машиностроение, черная и цветная металлургия, деревообработка и пр. С другой стороны, есть отрасли, которые только начинают интересоваться лизингом. Это традиционные «бюджетные» отрасли. Сегодня большинство муниципальных учреждений не могут быть лизингополучателями, так как по своим учредительным (правоустанавливающим) документам они не занимаются хозяйственной деятельностью. По мере формирования в них рыночных отношений будет складываться круг частных или муниципальных компаний, предоставляющих услуги в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ. В этом случае они будут заинтересованы в обновлении оборудования и техники, в том числе посредством лизинга. Очевидно, что в здравоохранении существует потребность в приобретении дорогого оборудования, нередко иностранного производства. Вряд ли больницы и поликлиники смогут приобрести его сразу, а с помощью лизинга это намного удобнее. Аналогичным образом лизинг может развиваться в ЖКХ, образовании, спорте (туризме).
Компания «СВС-лизинг» сегодня ориентирована на реализацию проектов в рамках группы СВС.

Намерены ли вы входить на открытый рынок?
– Действительно, изначально компания создавалась для решения конкретной задачи – организации инвестиционных потоков на ряде предприятий в Чусовом, Горнозаводске и Пашии. Это во многом определило те направления лизинга, которые развивала наша компания. Сегодня мы уже готовы рассматривать вопрос о предоставлении наших услуг широкому кругу лизингополучателей. Поскольку наша компания географически ориентируется на проекты в Чусовом, Горнозаводске, Лысьве и Губахе, то наиболее перспективными для себя мы считаем лизинг лесозаготовительной техники и оборудования, транспорта, оборудования для торговли, строительства и производства строительных материалов. Интерес представляет и недвижимость. Конечно, это более сложные проекты как с точки зрения оформления, так и сроков их реализации. Но с другой стороны, как объект лизинга недвижимость очень привлекательна. Хотя бы потому, что коммерческая недвижимость имеет хорошую ликвидность, быстро и недорого страхуется.

Александр Кудрявцев, директор ООО «ТопКом Инвест»
Александр Леонидович, как Вы оцениваете основные тенденции развития рынка лизинговых услуг в Пермской области?
– Рынок определенно находится в стадии развития. Формально на нем присутствует достаточно большое количество компаний, но активно себя проявляет относительно небольшое число, пять-шесть, лизинговых фирм. Нельзя сказать, что рынок четко сегментирован: большинство компаний, включая «ТопКом Инвест» достаточно универсальны и не ориентируются на узкие сегменты деятельности, хотя самым лакомым куском по-прежнему остается автомобильный лизинг как наименее рискованный. В целом Пермская область остается привлекательной для московских компаний, поэтому стоит ожидать, что в ближайшие годы состоятся интересные вхождения на рынок. Очевидно, что лизинговые услуги будут востребованы: экономика региона на подъеме, и лизинг сегодня один из наиболее привлекательных механизмов для приобретения новых или замены старых фондов.

«ТопКом Инвест» сегодня является единственной компанией в регионе, широко заявляющей о желании привлекать средства физических лиц. С чем это связано?
– Поиск источников финансирования, безусловно, играет важную роль в деятельности любой лизинговой компании. Естественно, для достижения максимальной стабильности необходим баланс между собственными и заемными средствами, с одной стороны, и диверсификация заемных ресурсов, с другой. Последнее как правило, достигается за счет работы с различными банками. Однако мы сочли возможным привлечь средства частных лиц. Сегодня их средства составляют сотые доли процента в объеме сделок, которые проводит «ТопКом Инвест», тем не менее, нам это интересно как перспектива. Мы гарантируем высокую доходность – 18% годовых и люди идут.

Обсудить
2007-06-14
Источник: business-class.su







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать