главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 



ПОТОЛКА НЕ ВИДНО

Лизинг привлекателен для руководителей предприятий тем, что делает более доступными инвестиции в основные средства производства. В то же время и в качестве механизма обновления основных фондов и инвестиционного инструмента лизинговая схема предоставляет использующим ее компаниям ряд преимуществ. Она позволяет получить основные средства тем фирмам, у которых отсутствует возможность банковского кредитования (в силу непрозрачности бизнеса, отсутствия требуемого обеспечения, высоких процентов, рисков и т. д.), и при этом недостаточно денег для финансирования сделки. Лизинг представляет собой альтернативный способ приобретения основных средств, дающий такие преимущества, как экономия на налоге на прибыль и на имущество, получение от лизинговой компании консультационных услуг и др. Игорь Избенко, представитель компании «Райффайзен-Лизинг» в Краснодаре, отмечает как особое преимущество то, что этот инструмент зачастую позволяет привлечь финансирование без дополнительного залога помимо самого предмета лизинга.

Отсталый Юг

В прошедшем году ЮФО создал всего 3,59% нового бизнеса страны и оказался на последнем месте среди российских регионов. По итогам первого полугодия текущего года объём вырос до 3,93% и Юг поднялся на одну ступеньку выше, опередив Дальневосточный федеральный округ (см. график 1).

Но хотя рост и кажется скромным, нужно учитывать, что рынок лизинга в России сегодня растет чрезвычайно бурно. По данным «Эксперт РА», в первом полугодии 2007 года объём нового бизнеса достиг 16 млрд долларов — это больше, чем за весь 2006 год, когда указанный показатель составил 14,7 млрд долларов (см. таблицу 1). Таблица также показывает, что заметно увеличиваются и темпы роста рынка. Объём нового бизнеса на Юге растет темпами, сравнимыми с общероссийскими — за первые шесть месяцев 2007 года он уже превысил показатель всего 2006 года на 19%.

Основные показатели состояния рынка лизинга России

Показатели 2003 2004 2005 2006 1 полугодие 2007
Объём нового бизнеса, млрд долл. 3,2* 5 8 14,7 16
Объём полученных лизинговых платежей, млрд долл. 1,5 2 2,8 5 4,8
Объём профинансированных средств, млрд долл. 1,2 2,4 3,9 7,4* 7,5


Весьма скромная рыночная доля аграрного округа показывает, что потенциал развития на Юге, несмотря на сопоставимые с общероссийскими темпами роста, гораздо выше. Скромность успехов лизинга на юге России подчеркивается еще и тем фактом, что по ряду отраслей окружной экономики (энергетика, сельское хозяйство, ЖКХ) износ основных средств составляет более 70% и налицо острая необходимость замены существующего устаревшего оборудования и техники. Несмотря на это, лизинг все еще сильно недооценен аграрным Югом. В этом смысле прилагательное «отсталый» характеризует текущее положение дел как нельзя точнее.

График 1 График 1

Тормоз рынка

Среди причин отставания развития лизинга на Юге руководители лизинговых компаний основной считают проблемы с правоприменением, особенно в связи с возмещением НДС при покупке оборудования за рубежом. Так, Игорь Тисленко из «КМБ-ЛИЗИНГа» полагает, что основной фактор, тормозящий развитие лизинга, это недоработки действующего законодательства.

«Нет проблем, связанных с законодательной базой и с налоговым учетом по вопросам финансовой аренды как для лизингодателя, так и для лизингополучателя, — говорит начальник отдела по работе с клиентами и партнерами Европлан в Ростове-на-Дону Марина Матвейшина. — Для последнего это особенно важно. К счастью для отрасли, лизинг хорошо прописан в законодательстве. Оба, лизингополучатель и лизингодатель, в сделке достаточно хорошо защищены. К несчатью, и в хорошо обеспеченной законодательно отрасли могут быть проблемы с правоприменением. Обширная арбитражная практика демонстрирует, что одинаковые ситуации по-разному трактуются судами, и это дает основания для активных действий ФНС против некоторых лизингодателей — например, в вопросах возмещения НДС».

Директор департамента регионального развития компании «ГЛАВЛИЗИНГ» Петр Ванюков считает главной причиной, сдерживающей развитие лизинга в ЮФО, то,что руководители предприятий недостаточно представляют себе преимущества этого финансового инструмента обновления парка техники и оборудования. Ольга Галицкая, заместитель директора департамента продаж по Южному региону компании «КАРКАДЕ Лизинг», среди факторов, тормозящих развитие рынка, выделяет консерватизм и недоверие потенциальных лизингополучателей, а также стремление многих юридических лиц вести бизнес по «серым схемам», дефицит доверия к лизинговым сделкам со стороны проверяющих органов и, опять же, несовершенное законодательство.

Большинство ведущих игроков рынка согласны с тем, что лизинг все еще недооценен предприятиями Юга, а поэтому и не полностью востребован. Петр Ванюков отмечает, что чаще всего используется прямой финансовый лизинг, гораздо меньшее распространение получил возвратный лизинг в силу его неоднозначной трактовки со стороны налоговых органов. С ним соглашается Игорь Избенко: «В настоящее время наиболее востребован финансовый лизинг транспорта и оборудования — именно эти сделки занимают большую часть лизинговых портфелей практически всех компаний. Впрочем, это характерно для всей России, а не только для Юга. Лизинг с дополнительными услугами, например, с остаточной стоимостью, менее распространен, но постепенно его востребованность со стороны клиентов возрастает. Мы, например, предлагаем лизинг телекоммуникационного оборудования CISCO с остаточной стоимостью».

График 2

Конкурентная среда

Основными игроками рынка лизинга выступают собственно лизинговые компании, предприятия-потребители их услуг и банки, которые помимо финансирования лизинговых операций самостоятельно осваивают данное экономическое пространство. Если изначально банки открывали отделы, специализирующиеся на данных сделках, то позднее многие выделили их в отдельные структуры, как правило, организовывая дочернее предприятие. К ним относятся «ЛизингПромХолд» (дочернее предприятие «МДМ Банка»); «Внешлизинг» (дочерняя фирма «Импэксбанка»), «ПРБ-Лизинг» (дочерняя структура «Первого Республиканского Банка») и др.

Потеснив крупных федеральных игроков, лидирующую позицию среди лизинговых компаний со значительным отрывом от преследователей занимает местная Муниципальная инвестиционная компания (МИК) с объёмом нового бизнеса по итогам прошедшего полугодия свыше 1,2 млрд рублей. Компания активно участвует в муниципальных и краевых программах поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, имеет гибкие условия лизинга, отсрочек и рассрочек платежей.

И тем не менее, можно сказать, что конкурентная среда на Юге развита в значительной степени. Показателем развития интенсивности конкуренции рынка традиционно выступает индекс Херфиндаля-Хиршмана. По нашим расчетам, он составил 0,056, что говорит об отсутствии монополизации рынка (чем выше значение индекса, тем ниже интенсивность конкуренции, и наоборот. Значение индекса увеличивается по мере роста концентрации в отрасли и достигает единицы при чистой монополии). Дополняет его коэффициент концентрации четырех или восьми крупнейших игроков (процентное отношение продаж четырех/восьми крупнейших фирм к общему отраслевому объёму), зафиксированный на отметке 36% и 59% соответственно. Можно отметить, что при отсутствии монополизации рынок достаточно концентрирован (см. график 2).

«Высокой сегодня является конкуренция в сегменте лизинга легкового автотранспорта, где идет борьба маркетинговых ходов, специальных предложений, разрабатываемых в связке с производителями или дилерами транспортных средств», — говорит заместитель гендиректора Муниципальной инвестиционной компании по маркетингу Владимир Мельников. С ним соглашается Марина Матвейшина, отдельно выделяя скидки от автодилера, которые транслируются лизинговой компанией на лизингополучателя и удешевляют стоимость финансирования. «В некоторых случаях данные скидки позволяют лизингополучателю получить автомобиль в лизинг с нулевым удорожанием, т.е. по такой же розничной цене, но при этом в рассрочку на 12 месяцев и выше», — комментирует она.

Как это ни парадоксально, на аграрном Юге в сегменте лизинга сельхозтехники конкуренция невысока, что связано, в первую очередь, с высокими рисками подобных операций для лизинговых компаний, объясняет Игорь Тисленко. Определяющую роль в этом сегменте рынка играет «Росагролизинг» — компания с государственным участием, через которую осуществляется бюджетная поддержка сельхозпроизводителей.

Универсальность или специализация?

Целый ряд лизинговых компаний, работающих на Юге, сегодня позиционируются как универсальные. Такие компании постоянно выводят на рынок новые продукты. Так, по словам руководителя Ставропольского филиала Науруза Койчуева, лизинговая компания «УРАЛСИБ», заявляющая о своем универсализме, расширяет линейку услуг, предлагая клиентам новые продукты по лизингу недвижимости. «Райффайзен-Лизинг» предлагает одновременно лизинг оборудования, транспорта, спецтехники и т. д. У компании «ГЛАВЛИЗИНГ» есть клиенты в строительной, дорожно-строительной отраслях, металлообрабатывающей промышленности, пищевой промышленности и сельском хозяйстве.

Прослойка специализированных компаний на этом рынке сегодня довольно тонка. Например, компания «КАРКАДЕ» специализируется на лизинге автотранспорта для малого и среднего бизнеса. «Сегодня доля лизинга автотранспортных средств постоянно растет, в основном это рост за счет сектора малого и среднего бизнеса, что обусловлено серьезной государственной поддержкой. Мы сконцентрировали свое внимание именно на этом сегменте бизнеса», — говорит Ольга Галицкая.

Скорее всего, на рынке лизинговых услуг в ближайшем будущем проявятся тенденции интеграции и специализации. Как только рынок перестанет быстро расти вширь, компании, вероятно, начнут укрупняться, формировать различного рода альянсы (в том числе чтобы защититься от поглощения иностранными операторами). С другой стороны, активной станет их специализация по видам оборудования, отраслевому признаку, клиентам и т. д. Нынешняя «универсальность» услуг лизинговых компаний — скорее временное явление, характерное для начальной стадии развития рынка. Его дальнейшая динамика приведет к насыщению, в результате чего неизбежно усилится конкурентное давление, а это заставит компании более четко формировать свои конкурентные преимущества. Затем развитие рынка, видимо, приведет к перераспределению занятых ранее ниш. В какой форме будет происходить передел рынка и кто станет лидером, пока прогнозировать рано, однако понятно, что в данном случае основными поставщиками новостей могут стать иностранные компании, входящие на российский рынок, а также федералы, более активно осваивающие регионы.

В настоящее время рынок лизинга в России в целом выходит на уровень институционального развития: законодатель уже достаточно четко прописал правовые основы финансовой аренды, лизинговые компании разрабатывают и внедряют все новые схемы взаимодействия с клиентами, осваивают новые методы работы и ниши. Руководители лизинговых компаний сходятся в оптимистичной оценке перспектив развития рынка на Юге. Так, по мнению Владимира Мельникова, рынок лизинга в ЮФО в ближайшие 3–4 года имеет все шансы вырасти в 3–5 раз. Науруз Койчуев прогнозирует рост на уровне 150% в год. С ними соглашается Игорь Избенко: «Темпы роста рынка лизинга ЮФО в ближайшие несколько лет будут как минимум сохраняться на уровне 150–180% в год».

Обсудить
2007-10-31
Источник: expert.ru







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать