главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 



ДМИТРИЙ БОВЫКИН: "ОПЕРАТИВНЫЙ ЛИЗИНГ – ЭТО ВЫБОР КОМПАНИЙ, НАИБОЛЕЕ ПРОДВИНУТЫХ"



Дмитрий Бовыкин
Дмитрий Бовыкин

- Дмитрий, какая сейчас в целом сложилась ситуация на рынке лизинга вагонов?

- Рынок лизинга растет высокими темпами. Это связано с ростом экономики, а также с тем, что в России доля лизинга в капитальных вложениях все еще мала, по сравнению с ведущими мировыми рынками. Поэтому у рынка лизинга огромный потенциал роста. Рынок лизинга подвижного состава занимает особое положение. Рост этого рынка обусловлен как увеличением рынка грузовых вагонов в натуральном выражении, так и резким увеличением цен на вагоны.

- С чем связана такая динамика цен на вагоны?

- Причина роста цен – острый дефицит вагонов на рынке. Дефицит обусловлен двумя фундаментальными причинами: рост экономики и провал производства вагонов в 1990-ых. Рост экономики и промышленного производства ведет к увеличению спроса на транспортный услуги. В силу ряда причин, железная дорога – это ключевой элемент транспортной инфраструктуры РФ, у нее просто нет альтернатив. Поэтому для поддержания темпов роста экономики требуется все больше грузовых вагонов.

В 1990-ые годы, когда грузооборот по железной дороге упал более чем в два раза после распада СССР, производство грузовых вагонов практически прекратилось. За этот период было недопроизведено около полумиллиона вагонов. Этот провал настолько велик, что сегодня вагоностроительные заводы не в состоянии его закрыть, даже работая со 100% загрузкой мощностей.

- Насколько спрос на грузовые вагоны превышает предложение?

- По нашим оценкам на сегодняшний день дефицит – это 15-20 тыс. единиц. Нехватка вагонов заставляет участников рынка максимально повышать эффективность использования подвижного состава, но запаса прочности у системы нет. Малейшая внештатная ситуация ведет к возникновению проблем во всей системе. В качестве примера можно привести забастовку докеров в порте Туапсе, в результате которой из оборота было изъято несколько сотен вагонов. Это привело к срыву планов по вывозу кузбасского угля.

- Как российские предприятия решают проблемы с нехваткой вагонов?

- Для крупных грузообразующих предприятий своевременная подача вагонов под загрузку – вопрос существования бизнеса. Поэтому закономерная реакция на дефицит – стремление получить контроль над грузовыми вагонами тем или иным способом. Именно этим объясняется резкое увеличение спроса на грузовые вагоны со стороны частных собственников в последние годы.

Правда, сегодня купить все необходимые вагоны не так-то просто. Во-первых, из-за дефицита: сегодня крупнейшие производители вагонов загружены заказами на год вперед. Во-вторых – из-за высоких цен. За последние полтора года цена вагона выросла более чем в два раза, что внесло серьезные коррективы в инвестиционные планы предприятий по покупке собственного подвижного состава. Вагоны становятся для них слишком дорогим активом. Отвлекать такие значительные средства от основной деятельности не все могут себе позволить.

Деятельность нашей компании направлена на решение именно этой проблемы: мы обеспечиваем российские предприятия гарантированным доступом к грузовым вагонам в рамках контрактов оперативного лизинга.

- Почему именно оперативный лизинг?

- Оперативный лизинг, или долгосрочная аренда, позволяет предприятиям пользоваться грузовыми вагонами, не «утяжеляя» баланс. Это основное отличие оперативного лизинга от финансового. Оперативный лизинг – это основной продукт нашей компании. Мы первыми на российском рынке предложили эту услугу в 2004 году и до сих пор являемся лидерами этого рынка. Несмотря на то, что в развитых странах оперативный лизинг является основным инструментом получения вагонов, в России эта услуга не была представлена совсем.

- Делает ли Ваша компания финансовый лизинг?

- Да, с 2007 года мы предлагаем нашим клиентам услугу финансового лизинга. Финансовый лизинг – это оптимальный вариант для приобретения специализированного подвижного состава в собственность Клиента в рассрочку. Финансовый лизинг является также элементом сделки возвратного лизинга.

- Насколько популярен сегодня возвратный лизинг?

- В 2008 году мы провели несколько сделок возвратного лизинга. Это интересный инструмент оптимизации активов предприятий с очень большим потенциалом роста. Сегодня на балансах грузообразующих предприятий есть тысячи вагонов. Рыночная стоимость этих активов значительно выросла за последние два года, и сейчас у этих компаний есть отличная возможность зафиксировать прибыль, продав вагоны лизинговой компании на пике цен и сохранив контроль над вагонами в рамках контрактов оперативного или финансового лизинга. Возвратный лизинг выгоден и для клиента, и для лизинговой компании. В условиях мирового кризиса ликвидности грузовые вагоны могут стать источником финансовых ресурсов для развития профильной деятельности. Для нас, лизинговой компании, возвратный лизинг – это еще один источник поставки вагонов.

- Какой тип лизинга сегодня наиболее популярен на рынке?

- Сейчас на рынке доминирует финансовый лизинг. Это исторически сложившаяся ситуация, так как первыми на рынок лизинга пришли крупные банки и их дочерние лизинговые компании. Имея значительные финансовые ресурсы, эти лизинговые компании вкладывали средства в различные виды оборудования, в том числе и в грузовые вагоны. Рынок оперативного лизинга начал развиваться с 2004 года, когда на рынок вышла «Брансвик Рейл Лизинг». С тем пор популярность этой услуги значительно выросла: каждый год число вагонов в оперативном лизинге удваивается. При сохранении текущих темпов роста доля вагонов в оперативном лизинге с нынешних 2% от всего парка страны вырастет до 20% в 2018 году.

- Какие компании выбирают оперативный лизинг?

- Оперативный лизинг – это выбор компаний, наиболее «продвинутых» в сфере управлении активами. Именно такие компании стремятся минимизировать объем средств, вложенных в непрофильные активы. Это позволяет им разгрузить баланс и увеличить отдачу от инвестиций. Именно поэтому такие компании становятся клиентами «Брансвик Рейл Лизинг».

- Кто Ваши клиенты?

- Наши клиенты - крупнейшие российские компании, лидеры своих отраслей, такие как «Мечел», СУЭК, «Северсталь», «Фосагро», «Уралхим», «ЕвроСиб» и другие.
Мы тщательно подходим к процедуре кредитного анализа новых клиентов. Поэтому нашими клиентами становятся только надежные и финансово стабильные предприятия, заинтересованные в долгосрочных отношениях. Это приносит свои плоды: за всю историю Компании у нас не было ни одного дефолта по лизинговым платежам. Так формируется «круг надежности»: мы уверены в своих клиентах, а клиенты уверены в нас. Это хорошая база для дальнейшего роста нашего бизнеса.

- Как вы планируете расти?

- Лизинг – это бизнес, основанный на долгосрочных отношениях. Лизинг вагонов, активов со сроком жизни в 20 и более лет – тем более. Поэтому «Брансвик Рейл Лизинг» планирует свою деятельность на годы вперед. В соответствии со стратегией развития Компании, мы планируем сохранить лидерство на рынке оперативного лизинга вагонов и увеличить парк вагонов с нынешних 10 тыс. до 66 тыс. в 2018 году. Насколько реалистичны эти цели, учитывая дефицит вагонов?

Наш опыт работы показывает, что такие показатели вполне достижимы. Парк нашей компании растет высокими темпами. В 2007 году мы приобрели более 3,7 тыс. вагонов, а в этом году планируем купить около 4 тыс. Увеличение объема поставок вагонов, а также развитие услуги возвратного лизинга позволит нам решить поставленную задачу. За счет чего БРЛ удается покупать вагоны в условиях дефицита?

Основное наше преимущество – это специализация на грузовых вагонах. С 2004 года наша компания является постоянным покупателем вагонов. Производители вагонов это ценят, для них очень важна регулярность поставок, и мы, как лизинговая компания, это обеспечиваем, сглаживая скачки проса и предложения вагонов на рынке. Хорошие отношения с производителями подвижного состава позволяют нам приобретать нужные клиенту вагоны даже в условиях дефицита. Какие еще преимущества дает специализация?

Еще одно преимущество специализации – это отличное знание предметной области. Для нас вагон – это не просто абстрактный актив. Мы ценим вагоны и знаем все особенности их эксплуатации. Наши технические специалисты имеют серьезный опыт работы с подвижным составом, в том числе и в РЖД. Эти сотрудники постоянно находятся в командировках по стране: они принимают новые вагоны, инспектируют вагоны нашего парка и контролируют выполнение правил эксплуатации. Универсальная лизинговая компания просто не может себе позволить следить за вагонами так, как это делаем мы. И конечно, специализация позволяет нам лучше изучить рынок. Знание рынка, понимание долгосрочных и среднесрочных тенденций спроса и предложения дает нам возможность идти впереди рынка, а не следовать за ним. Именно поэтому наш парк вагонов наилучшим образом соответствует структуре спроса на рынке.

- Какие вагоны наиболее востребованы?

- Сегодня это полувагоны и хопперы-минераловозы. Эти вагоны составляют почти 90% нашего парка и максимально соответствуют потребностям наших клиентов. По нашим оценкам, дефицит этих типов вагонов будет ощущаться еще на протяжении 3-4 лет.
По остальным типам вагонов спрос имеет ярко выраженную сезонность и сильно зависит от флуктуаций рынка. Так, например, замедление темпов роста строительной отрасли этим летом может привести к небольшому избытку цементовозов, хотя год назад эти вагоны были в большом дефиците. Анализ подобного рода факторов помогает нам выбирать наиболее перспективные типы вагонов для приобретения до наступления дефицита.

- Как долго, по Вашему мнению, продлится дефицит вагонов?

- По нашим оценкам, рост производственных мощностей позволит решить проблему нехватки вагонов не ранее 2013 года. Но спрос на вагоны и после этого будет оставаться на высоком уровне, ведь это ключевой элемент железнодорожной инфраструктуры РФ.

Обсудить
2008-09-19
Источник: rbc.ru







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать