главная написать письмо

ФОРУМ

Новое ПБУ "Учет аренды"
автор: maksevrodim
размещено: 01.07.13 / 21:10
Вопрос по страхованию автомобилей.
автор: maksevrodim
размещено: 22.06.13 / 13:11
Ищу работу в Москве.
автор: Admin
размещено: 13.04.11 / 10:41
В лизинг танк и установку град! :)
автор: Igor
размещено: 24.03.11 / 2:08

 


 



АНДРЕЙ ГЛАДКОВ: "ПРОБЛЕМЫ ЛУЧШЕ ПРЕДОТВРАЩАТЬ"



Андрей Гладков
Андрей Гладков

- В каком состоянии на сегодня находится рынок лизинга в России? Какова динамика в этой области и какое место на рынке лизинга занимает коммерческая техника?

- В 2007-м общая сумма лизинговых договоров в России составила 32 850 млн. долларов, что составляет более 831 миллиард рублей и почти вдове превышает соответствующий показатель года 2006 и подтверждает стремительный рост количества и объемов лизинговых сделок в нашей стране. За последние два года темпы роста количества лизинговых соглашений составляли около 100%, а, если не учитывать серьёзного спада в 2005-м, то можно сказать, что в среднем прирост объёма лизинговых сделок в последние пять лет был около 80%. Поэтому можно спрогнозировать, что уже в текущем 2008 году рынком лизинга будет достигнута планка в 1 триллион рублей.

При этом стоит отметить, что удельный вес лизинга оборудования и транспортных средств от всех в общем объеме инвестиций в это сфере за два года вырос вдове: от 13,64% в 2005 году до 26,76 – в 2007-м. Что касается лизинга коммерческой техники, то в 2007 году объем договоров по лизингу грузового автотранспорта составил 14,4% от общего объема лизинговых сделок в России. Договоры по автобусам - 2,1%, строительной и дорожно-строительной техники – 10,8%.

- Насколько российское законодательство «дружественно» по отношению к лизинговым программам? Есть ли заметные отличия по сравнению с законодательным обеспечением лизинга за рубежом?

- Российское законодательство установило ряд преимуществ для деятельности лизинговых компаний. Во-первых, возможность применять механизм ускоренной амортизации предметов лизинга. Это позволяет полностью перенести их балансовую стоимость на издержки производства и эксплуатации. Кроме того, для лизинговых компаний предусмотрены налоговые льготы. Однако есть и проблемы. На сегодня не существует достаточного количества нормативных документов, регулирующих отношения лизингодателя с получателем. Таким образом, в судебной практике разбора спорных случаев нет универсальных подходов. Соответственно в совершенно аналогичных ситуациях разные судьи могут принимать противоположные решения.

Кроме того, многие организации и предприниматели, применяющие УСН или ЕНВД, неохотно сотрудничают с лизинговыми компаниями, т.к. лизинговые платежи облагаются НДС, и предпринимателям выгоднее получить кредит в банке и оплачивать проценты. В принципе, у лизинговых компаний есть теоретическая возможность не начислять НДС на платежи, если перейти на УСН, но существует ряд ограничений, которые практически неприемлемы в реальной практике. А именно: по итогам отчетного периода доход не должен превышать 20 млн. рублей, у компании не должно быть филиалов, а средняя численность работников не может быть более 100 человек.

- Насколько активны на российском рынке зарубежные лизинговые структуры (в т.ч. аффилированные с производителями коммерческой автотехники)?

- Некоторый прорыв в появлении в России иностранных лизингодателей во всех сферах произошел в 2005 году, когда несколько больших западных компаний нашли российский рынок готовым к тому, чтобы выводить туда свой бизнес. Сейчас на российском рынке работают дочерние лизинговые компании практически всех крупных автопроизводителей, представленных в России.

- Оказывают ли автопроизводители помощь лизинговым компаниям при заключении контрактов («режим наибольшего благоприятствования»)?

- Наша компания непосредственно связана с автопроизводителем, и это дает нам ряд преимуществ. Мы можем предложить клиенту значительно больший набор услуг от модернизации техники до сервисного обслуживания благодаря широкой сети сервисных центров, кроме того, такая связь позволяет учитывать пожелания клиентов при разработке автомобилей.

- Существует ли заметный разброс в объемах лизинга в зависимости от страны-производителя коммерческой автотехники (Россия, Китай, западные страны)? Каковы «географические» тенденции в сфере лизинга в РФ?

- Безусловно, разброс есть, но проявляется тенденция к выравниванию этих соотношений. Можно говорить, что за счет все большего распространения лизинга к 2010-2012году около 70% коммерческой техники, особенно тяжелой, будет реализовываться в лизинг, вне зависимости от страны-производителя. Группа компаний «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» занимает наибольшую долю рынка лизинга грузовиков полной массой от 14 до 40 тонн в натуральном выражении равную 14%. Далее идут Вольво Финанс Сервис Восток – 6%, Скания Лизинг - 7%, МАН Файнаншиал Сервисис - 4%.

Что касается «географического» разброса, то в последнее время наметилась тенденция роста объема лизинговых сделок в регионах. До 2006 года доля московского рынка лизинга от общероссийского только росла: от 31% в 2004-м, до 41,47%в 2006-м, однако в 2007 году она уже составила 38,5%.

Доля Центрального федерального округа (без Москвы) за эти годы не особенно менялась, составляя приблизительно 10%. Наибольшего роста добился рынок лизинга Уральского ФО. С 2004-го по 2007 год доля Уральского ФО от общероссийского лизинга увеличилась более, чем в два раза: с 5% до 11%. С другой стороны, значительно сократилась доля Дальневосточного ФО. В 2007 году она составила всего лишь 3,75%, тогда как в 2004-м превышала 8%.

- Сталкиваются ли лизинговые компании с проблемами, обусловленными задержкой платежей со стороны лизингополучателей? Если да, то как эти проблемы решаются?

- Да, сталкиваются. В нашей компании, в связи с этим, создана система управления рисками, которая позволяет отсечь недобросовестных лизингополучателей на первом этапе. Для работы с дебиторской задолженностью по уже действующим контрактам создано отдельное структурное подразделение. Оно занимается работой по взысканию просроченных лизинговых платежей, вплоть до крайней меры - изъятия лизинговой техники.

Такие проблемы лучше предотвращать. Поэтому «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» практикует выезды в регионы и встречи с клиентами, совместное обсуждение проблем, поиск решений. Организуется проверка лизингополучателей на первом этапе, а также предоставление со стороны лизингополучателей дополнительных обеспечений. Кроме того, сотрудники компании стараются всячески поощрять и премировать клиентов, которые своевременно выполняют все обязательства, прописанные в договоре.

- Каково распределение лизингового рынка по размерам партий автотехники? В какой степени активны мелкие лизингополучатели (1-2 единицы)? Насколько лизинговые компании активны в работе с такими клиентами – или все же они предпочитают «крупный опт»?

- До недавнего времени абсолютное большинство лизингодателей предпочитало работу с крупными клиентами. Однако ситуация изменилась. В связи с развитием в стране мелкого бизнеса лизинговые компании стали готовить соответствующие предложения. «КАМАЗ-ЛИЗИНГ», например, представляет программу «Частник», которая сегодня пользуется очень большим спросом.

- Насколько велика активность лизинговых компаний при поставке коммерческой автотехники российского производства на экспорт (в частности, в страны СНГ)? Каковы перспективы этого процесса? Есть ли «сдерживающие обстоятельства»?

- Выход лизинговых компаний на рынок дальнего зарубежья, в первую очередь, осложнен тем, что для России финансовая аренда - достаточно новое явление в экономике, по сравнению, например, с западной Европой и США, где такие схемы покупки применяются с середины прошлого века. Поэтому конкуренция с компаниями из стран, где лизинг развит давно, была бы предельна тяжела. То же можно сказать и о возможном выходе на рынки стран, где уже давно работают какие-нибудь зарубежные компании.

Что касается стран СНГ – то, в принципе, там сегодня создается достаточно привлекательная ситуация. Связана она, во-первых, с тем, что институт лизинга находится там в зачаточном состоянии. Но при этом спрос на такую услугу начинает ощущаться все серьезнее. Последние исследования показали, что во многих странах ближнего зарубежья развитие рынка лизинга уже необходимо.

Тем не менее, есть и сдерживающие факторы. Затрудняет выход российским лизингодателям в СНГ различие свода законов, нестабильная политическая ситуация в некоторых странах. Кроме того, экономическая ситуация и объем рынков части членов СНГ не позволяет пока сделать однозначный вывод о том, что проект по выводу туда бизнеса сможет оказаться рентабельным.

В 2007 году «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» открыл дочернее предприятие в Казахстане. Кроме того, в планы компании входит работа по продвижению на украинский рынок, впрочем, в не самом ближайшем будущем.

Обсудить
2008-09-08
Источник: auto.finam.ru







Консультации по лизингу Оксана Солнышкина Генеральный директор Консалтингового агентства "Территория лизинга"

Задать вопрос




ОПРОС Знаете ли вы иностранный язык?
  • проголосовать